Итак, решение принято- вы покупаете котенка! Красивого. Как в
рекламе по телевизору, помните, недавно показывали. Породистого, с
паспортом, простите - с родословной, на все 12 колен. И, конечно,
здорового, с ветпаспортом, с отметками о сделанных прививках.
Вы набираете рекламный номер телефона питомника, узнаете стоимость
котенка и... . Да нет, денег, в принципе, не жалко, но как-то непонятно
- за что такие деньги?
Вопрос ценообразования во всех областях человеческой деятельности
всегда вызывал, вызывает и, скорее всего, будет вызывать недоуменные
вопросы, ответы на которые были, есть и, скорее всего, будут
неоднозначны. И статья, которую вы сейчас читаете, одна из очередных
попыток ответить на те самые недоуменные вопросы о формировании цены на
котят. Не научная статья , житейская.
Начнем с того, что вы не поехали за котенком в зоомагазин или на
"птичий рынок", не купили его в переходе метро ( что само по себе очень
грамотное решение). Вы обратились в питомник. Вы обратились к
профессионалам, людям, которые знают что, как, когда и сколько нужно
купить, дать, сделать для того, чтобы вы наслаждались красотой,
обаянием, лаской и привязанностью своего любимца. Часто можно услышать,
что дворовые кошки редко болеют, долго живут. Возможно это так.
Возможно, но:
- не следует забывать, что так можно говорить о кошках старше одного
года, только эти кошки уже прошли жестокий естественный отбор; а если
котенку меньше двух месяцев ( а именно таких котят продают на "птичке"
и в метро), то не известно, доживет ли он до года;
- покупая котенка "на стороне" вы никогда не узнаете " чистых ли он кровей", какой у него может быть характер и повадки;
- справку о здоровье вашего котенка, а, тем более, ветпаспорт вы не получите, сведений о сделанных прививках тоже.
Людей, которые занимаются разведением (заметьте разведением, а не
размножением) еще называют "заводчиками". По-моему это правильно.
Питомник - это своего рода завод . Завод со своим производством, со
своими лабораториями, со своей экономикой и своей бухгалтерией. Завод
со своими правилами работы, которые называются "международный стандарт
на породу". Каждый заводчик обязан знать стандарт на свою породу,
только тогда можно говорить о разведении , а не о размножении. Если вы
не знаете стандарт, то вы не знаете недостатки своих собственных котят,
вы не знаете что и как у них нужно улучшать. Даже самый совершенный кот
имеет недостатки и, поэтому, всегда есть поле для селекционной работы.
Тщательное планирование вязок, кропотливый подбор производителей,
внимательное изучение родословных, достоинств и недостатков, подбор
генетических линий - все это очень напоминает исследования в заводских
лабораториях.
Если вы подумали, что я забыла об основной цели данной статьи, то вы
ошиблись. Очень коротко я попыталась донести до вас одну из
составляющих цены на котенка - уровень профессионализма и известность питомника.
И пусть вас не удивляет составляющая, которую, на первый взгляд, нельзя
пощупать, а ,тем более, оценить. Законы рыночной экономики действуют
везде, где есть понятия цены, стоимости, затрат и т.п. Ведь не удивляет
же вас то, что цена на продукцию фирмы Bosch при прочих равных
параметрах на ~ 20-40% выше, чем аналогичная продукция других фирм. Это
результат долгой, безупречной и высокопрофессиональной работы фирмы
Bosch.
Следующая составляющая цены очень тесно связана с первой, даже можно
сказать, что она вытекает из первой составляющей - уровня
профессионализма заводчика. Это - племенное качество. Уровень племенного качества зависит от фенотипа и генотипа.
Фенотип отражает соответствие
животного международному стандарту породы. Если говорить о
ценообразовании (а именно об этом мы сегодня и говорим), то условно все
животные могут быть разделены на три типа :
- шоу-класс - животные, наиболее полно соответствующие требованиям стандарта породы;
- брид-класс (от англ. breed - разводить, размножаться) - кошки
(только кошки!) имеющие некоторые очень незначительные недостатки по
типу, которые не позволят получать высшие оценки на выставках, но
способные давать прекрасное потомство;
- пет-класс (от англ. pet - любимец) - "кот на подушку", просто
любимец семьи. Как правило, к пет-классу относят котов, которые не
могут быть отнесены к шоу-классу и поэтому не сделают успешную
выставочную карьеру т.к. судьи всегда очень строго оценивают именно
котов - производителей .
Вот в зависимости от того, к какому классу относится тот или иной
котенок, складывается и его цена. При этом немаловажное значение имеет
честность и порядочность заводчика, ведь это именно он определяет класс
своего животного. А это напрямую связано с уровнем профессионализма и известностью питомника!
Круг замкнулся. Если заводчик обладает низким уровнем профессионализма
и из-за этого неправильно определяет класс котенка или обманывает своих
покупателей, завышая класс котенка (завышая тем самым цену), к нему в
скором времени не пойдут покупатели, земля слухами полнится.
Вместе с тем, следует иметь ввиду, что когда я говорила об условном
разделении животных на три класса, я тем самым хотела сказать о
возможных непредумышленных ошибках в определении класса животного. Но
такие ошибки , как правило, редки, и ,уж во всяком случае, не
регулярны.
Генотип говорит о чистокровности
родословной котенка, о том, какие у него были предки, какие свежие
крови и в каком поколении были влиты. Вопрос о генотипе -сложный вопрос
и рассмотрение его в нашей статье не соответствует её целевой
направленности. Главное, что нужно отметить - "цена вопроса" зависит и
от генотипа котенка, поэтому при покупке не лишним будет внимательно
посмотреть родословную котенка, хотя начинающему заводчику она мало о
чем скажет.
Отдельно нужно отметить стоимость редкого окраса.
Редкий, а тем более, новый окрас - это результат долгой и кропотливой
работы. Это - четкий расчет и, одновременно, дело случая. Это - удача и
воплощение профессиональных знаний. Добиться редкого окраса - дорогого
стоит.
Следующая составляющая цены напрямую зависит от того, что было сказано выше - приобретение производителей для своего питомника.
Я надеюсь , что наши размышления о племенном качестве, которые мы
провели выше, позволят много не рассуждать о влиянии на цену котят
стоимости их производителей. Они обходятся недешево. А поскольку
отечественный рынок производителей по тем или иным причинам не всегда
удовлетворяет опытных заводчиков, приходится покупать производителей за
рубежом, что, естественно, значительно увеличивает расходы на их
покупку (билеты, виза, гостиница и т.д.)
Выращивание производителей (также как и выращивание котят)
- следующая составляющая цены. Для того, чтобы котенок вырос здоровым и
крепким необходимо правильное питание. Это питание можно обеспечить
двумя путями: профессиональными кормами или натуральными.
Профкорма. Для хорошего роста
нашего питомца необходимы сухой и консервированный корма. Корма
супер-премиум класса (Хилс, Ямс, Яконуба ) стоят очень дорого. Для
примера: 1 кг сухого корма Китти Кэт стоит 50 рублей, 1 кг сухого корма
Хиллс стоит 205 рублей, 1 кг. сухого корма Ямс - 225 рублей. ..........
Выставки. Только там
можно получить объективную оценку того, что вы приобрели и вырастили.
Только там можно оценить племенное качество ваших питомцев. Выставки -
это титулы, звания. Это - немаловажная строка в родословной вашего
питомца. Выставки - это очередные расходы, очередная составляющая цены
котенка. Сюда входят стоимость ветсправки, стоимость экспертизы на
выставке, стоимость ветконтроля. Если выставка происходит в другом
городе, то приплюсуйте сюда стоимость билетов на поезд или самолет,
стоимость гостиницы.
Здоровье - это одна из основных
причин, по которой вы обращаетесь за котенком в питомник, а не на
"птичку". И это следующая составляющая цены котенка. В понятие здоровье
я включаю много составляющих. Во-первых, это прививки. Котенок проходит
первый курс прививок (дважды) в 8 - 12 недель и не ранее. Взрослые
кошки должны прививаться один раз в год. Во-вторых, регулярное
ветеринарное обслуживание и обследования. Сюда входят не только обычные
процедуры (например, глистогонные мероприятия), но и чрезвычайные
случаи (например, кесарево сечение при родах).Не редкость в хорошем
питомнике и ультразвуковые исследования (УЗИ) почек и сердца, анализы
крови на вирусную лейкемию (FeLV), иммунодефицит (FIV). Кто сталкивался
с подобными процедурами в нашей человеческой жизни может оценить,
сколько это стоит. Здоровье требует средств.
Отдельной строкой следует сказать об оборудовании питомника.
В хорошем питомнике есть много чего - от мышки и когтеточки до "жилого
комплекса" . ........ Даже в том случае, когда в питомнике есть свой
кот-производитель, в интересах селекции нередко приходится возить своих
кошек на вязку в другие питомники. Стоимость вязки - это очередная составляющая цены на котенка.
Нельзя обойти вниманием и такую строку расходов, как реклама.
Известный питомник не сразу становится известным. Это потом, по
прошествии определенного времени, слухи о хорошем питомнике (как,
впрочем, и о плохом) разносятся сами. Точнее сказать не сами
разносятся, а людьми разносятся . Теми людьми, которые уже сталкивались
с этим питомником. И это немалая доля покупателей. Но все-таки основная
масса покупателей - "жертвы рекламы". Увы, мы все - дети своего
времени, а в наше время реклама - двигатель торговли. Не дешевый, надо
сказать, двигатель.
Неблагодарное это дело - отвечать на недоуменные вопросы. Я
попыталась очень кратко перечислить основные составляющие , которые
влияют на цену котенка. Причем, вы ,конечно, обратили внимание, что в
статье не указано ни одной суммы, цены, стоимости и т.п. Это сделано
умышленно, т.к. было бы некорректно называть конкретные цифры говоря о ценообразовании в общем.
Чтобы было более понятно о чем я хочу сказать , приведу простой пример.
Сегодня в Москве в радиусе всего 30 км цена на бензин отличается на
8-12%. При стоимости 16 рублей/литр (условно) это всего 1.28 - 1.92
рубля. А если это 100 литров? Вот поэтому и о конкретной цене котенка нужно говорить, разбирая конкретные условия ценообразования. А принцип ценообразования, по моему мнению, везде одинаков.
Журнал "Кошки-инфо" № 1, 2006 г, Курчевская Е.В. ©
Источник: http://aldzheba.narod.ru/p18aa1.html |